Правительство рф обязало организаторов распространения информации год хранить данные для фсб. Организатор распространения информации Реестр организаторов распространения информации в интернете

Понятие и кто является

Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

ч. 1 ст. 10.1 149-ФЗ "О информации...

Такимобразом, пока в качестве ОРИвСИ регистрируются организации, предоставляющиесервисы электронной почты, социальных сетей, удаленного хранения данных, размещенияблогов и крупных новостных порталов с возможностями ведения дискуссий междупользователями (вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации такогопортала в качестве сетевого СМИ). Опасения о том, что в качестве ОРИвСИ вреестр попадут интернет-магазины с формой для обратной связи или официальныевеб-сайты организаций, пока не подтвердились. Также в числе зарегистрированныхлиц пока числятся только российские юридические лица. Известно, что требованияо необходимости подачи уведомлений об осуществлении деятельности ОРИвСИ былинаправлены Роскомнадзором в адрес ряда иностранных интернет-сервисов, таких какFacebook и Twitter, однако по состоянию на 30 января 2015 г. онисоответствующих уведомлений не подали.

А.И. Савельев Коммментарий к 149-ФЗ

Реестр организаторов

Приказ Роскомнадзора от 22 декабря 2014 года № 188 "Об утверждении Порядка ведения реестра организаторов распространения информации в в сети "Интернет"

Не являются организаторами

Обязанности, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на

  • операторов государственных информационных систем,
  • операторов муниципальных информационных систем,
  • операторов связи , оказывающих услуги связи на основании соответствующей лицензии, в части лицензируемой деятельности, а также не распространяются на
  • граждан (физических лиц), осуществляющих указанную в части 1 настоящей статьи деятельность для личных, семейных и домашних нужд. Правительством Российской Федерации в целях применения положений настоящей статьи определяется перечень личных, семейных и домашних нужд при осуществлении деятельности, указанной в части 1 настоящей статьи.

5-10.1 149-ФЗ

Личные нужды

Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 N 747"О перечне личных, семейных и домашних нужд, удовлетворение которых невлечет исполнения обязанностей, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 10.1Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защитеинформации".

Перечень таких личных нужд утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 747 и включает, в частности: образовательные и научные потребности; потребности, связанные с созданием результатов творческой деятельности, в том числе компьютерных программ; потребности, связанные с приобретением товаров, работ, услуг, поиском работников, размещением информации о вакансиях либо связанные с получением информации о технических характеристиках и потребительских свойствах товаров, качестве услуг, результатах работ. Таким образом, если отдельно взятое физическое лицо создает веб-сайт, на котором осуществляется обсуждение товаров и их потребительских свойств, либо если группой физических лиц реализуется open source проект, то такая деятельность не должна влечь возникновение обязанностей, предусмотренных для ОРИвСИ. Это дает основания для вывода о том, что различного рода нишевые форумы и иные платформы для обсуждения тем, подпадающих под вышеперечисленные потребности, выведены за рамки требований о частичном хранении данных и взаимодействия с компетентными органами. Аналогичным образом, по-видимому, должны оцениваться и веб-сайты, через которые осуществляется продажа товаров гражданами гражданам (C2C).

Необходимо отметить, что формулировки Постановления Правительства РФ N 747 о перечне личных нужд фактически распространяют нормы ст. 10.1 Закона на внутрикорпоративные почтовые коммуникационные сервисы (корпоративную почту, системы обмена мгновенными сообщениями, внутрикорпоративные социальные сети и т.д.). В отсутствие иных четко прописанных исключений можно сделать вывод, что организация, обладающая подобными технологиями, используемыми для внутренних нужд, может рассматриваться в качестве ОРИвСИ со всеми вытекающими последствиями в виде необходимости хранения данных о трафике и пользователях на территории России. В ходе обсуждения проекта вышеуказанного Постановления Правительства N 747 и иных подзаконных актов к ст. 10.1 Закона поправки, которые прямо выводили бы такие внутрикорпоративные отношения за его рамки, были отклонены. Сдержанный оптимизм внушает лишь тот факт, что в ходе совещаний с представителями индустрии сотрудники Роскомнадзора неоднократно заявляли о том, что внутрикорпоративные сервисы не подпадают под действие ст. 10.1 Закона. В качестве основания для такого толкования можно указать на дефиницию "распространения информации", под которой как отмечалось ранее, понимаются "действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц". Поскольку внутрикорпоративные коммуникационные сервисы всегда предполагают ограниченный и заранее определенный круг лиц, которые могут ими воспользоваться (работники организации, определенные лица, взаимодействующие с ней по гражданско-правовому договору и т.п.), то циркулирование информации в рамках таких сервисов нельзя рассматривать в качестве распространения информации, а значит нельзя рассматривать лицо, обеспечивающее их функционирование, в качестве организатора распространения информации в сети Интернет.

Савельев А.И. Комментарий к 149-фз

Обязанности организатора

Порядок выполнения обязанностей

Состав информации, подлежащей хранению в соответствии с частью 3 настоящей статьи, место и правила ее хранения, порядок ее предоставления уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в сети "Интернет", связанной с хранением такой информации, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление этого контроля, определяются Правительством Российской Федерации. 6-10.1 149-ФЗ

Ограничение доступа

Организатор обмена мгновенными сообщениями

п. 4.2 ст. 10.1

Проверка

Установлено, что Роскомнадзор не имеет полномочий самостоятельно инициировать проверку. Основаниями для ее проведения являются: - обращения органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ; - истечение срока исполнения организатором распространения информации ранее выданного предписания об устранении нарушения. О проведении выездной проверки организатор распространения информации уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения, кроме случаев, когда в обращении уполномоченного органа указана необходимость ее проведения без предварительного уведомления проверяемого лица. Срок проведения проверки не должен превышать 30 рабочих дней и может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней. Сведения о результатах проверки размещаются в Интернете в течение 5 дней со дня утверждения акта проверки.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2015 N 327 "Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях. осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях.

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей», который, как я пытался убедить читателей , вовсе не «закон о блогерах». Учитывая огромное количество вопросов и возражений, высказанных на разных зеркалах блога, поясняю ситуацию. Если бы в законе было написано «Блогер – физическое лицо, по своей воле периодически публикующее на специально созданном сайте или странице сайта в сети интернет (блоге) свое личное мнение по каким-либо вопросам и проблемам, предоставившее неограниченный доступ к блогу неопределенному кругу пользователей сети и возможность комментировать публикации», первого поста бы не было. Приблизительно такое представление сложилось в обществе о блогерах в настоящее время. Но в 97-ФЗ блогер обладает двумя родовыми признаками:

· он владелец сайта, т.е. владелец совокупности программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе (видимо, созданного блогером контента, но точно закон об этом не говорит), доступ к которой обеспечивается посредством сети интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты;

· на сайт, принадлежащий блогеру, в день заходит более 3000 пользователей сети интернет (опять-таки не ясно, в среднем за неделю, месяц, год или в тот день, когда на сайт, оснащенный рекомендованными счетчиками, зайдет в порядке систематического контроля инспектор Роскомнадзора и увидит хотя бы на одном счетчике число более 3000). Что счетчики показывают совершенно разные результаты, наглядно показал на примере своего сайта Тарас Злонов . Когда я писал этот абзац, показатели счетчиков у него не очень плавно колебались от 2 до 411.

Следующим важнейшим субъектом, чья деятельность регулируется новым законом, является организатор распространения информации . Кто же это? Если закон о блогерах, логично предположить, что это тот, кто предоставляет техническую возможность блогеру делиться своими мыслями – всякие там социальные сети, живые журналы, сайты, печатающие или перепечатывающие посты. Внимательно читаем определение части 1 новой ст.10.1 «трехглавого закона»: «Организатором распространения информации в сети "Интернет" является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет"».

Вы точно внимательно прочитали? И что увидели? Я увидел следующее. Если через сайт можно передать, доставить или обработать любое электронное сообщение, то владелец сайта или оператор информационной системы, эксплуатирующий ее по соглашению с владельцем, являются организаторами распространения информации. А это и сайты по бронированию чего угодно, и все интернет-магазины, и сайты, предоставляющие возможность прокомментировать его контент, и т.п.

А теперь приготовьтесь. Вы устойчиво сидите у своего ноутбука? Планшет опасно упасть не может? Тогда читайте. Под определение организатора распространения информации, данное в законе, подпадает любая организация, имеющая собственный почтовый сервер или внутренний портал с возможностью коммуникации персонала между собой.

Более того, если в соответствии с частью 7 статьи 10.2 владельцы сайтов, которые зарегистрированы в соответствии с законом от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, не являются блогерами, то указания на то, что они не являются организаторами распространения информации, в новой редакции закона нет, а значит, они (СМИ в интернете) должны выполнять все обязанности, предусмотренные частями 2-4 ст.10.1. Т.е. уже сегодня, а не с 1 сентября 2016 года, хранить на территории России персональные данные россиян, уведомить о своей деятельности Роскомнадзор и поставить средства СОРМ. Сегодня, а точнее – с 1 августа 2014 года.

И уже ясно, кто определит требования к устанавливаемому оборудованию. С 12 августа вступает в силу Постановление Правительства РФ от 31.07.2014 № 741 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым организатором распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в эксплуатируемых им информационных системах». Естественно, этим органом стало Минкомсвязи, которое уже разместило на едином портале сведения о том, что публичное обсуждение проекта соответствующего приказа начато, правда, текст обсуждаемого документа пока не выложило.

Требований к оборудованию СОРМ пока нет. Зато в тот же день, 31 июля, Постановлением Правительства N 759 утверждены «Правила хранения организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информации об этих пользователях, предоставления ее уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации».

И вы знаете, что, помимо прочего, попало в перечень фиксируемой информации? Не поверите. «Фактически фиксируемая коммуникационным сервисом информация об организации приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений, осуществляемых с использованием технологий электронных платежных систем, в том числе информация о произведенных денежных операциях (с указанием информации о корреспонденте-идентификаторе платежной системы, валюты, суммы, оплачиваемой услуги или товаров (при наличии), об иных данных, указанных при проведении денежной операции), осуществленных транзакциях (с указанием идентификатора платежной системы ("электронного кошелька"), суммы прихода либо расхода, иных данных, указанных при осуществлении транзакции)». Банкам, магазинам принимающим платежные карты, владельцам платежных терминалов и прочим организаторам электронных кошельков стоит обратить внимание.

Кстати, про то, за чей счет все это будет фиксироваться, ни в законе, ни в новых постановлениях нет ни слова.

В заключение. Пост – не про здравый смысл. Пост – про буквы, которые написаны в законе.

Опубликовано 30.06.18 12:59

Журналисты выяснили, какими ресурсами скоро придется пользоваться с повышенной осторожностью.

Внесенные в реестр организаторов распространения информации (ОРИ) интернет-компании начиная с 1 июля 2018 года будут обязаны хранить в течение шести месяцев переписку российских пользователей и передавать эти сведения спецслужбам по запросу. Журналисты "Медузы" выяснили, какие из популярных у россиян сервисов согласились на такое сотрудничество, и чем лучше пользоваться с осторожностью в будущем.

Так, в реестр ОРИ попали практически все российские сервисы и не инткббээ попали западные, однако, похоже, это мало беспокоит Роскомнадзор.

Специалисты рекомендуют пользоваться с осторожностью функцией сообщений "ВКонтакте" и другими сервисами соцсети, возможно, за исключением аудио- и видеозвонков, где, по утверждению разработчиков, используется end-to-end шифрование.

"Одноклассники" ни разу не упоминали про end-to-end шифрование, и, судя по всему, любые данные и переписки пользователей хранятся в открытом виде и могут быть переданы спецслужбам, пишет издание.

От Яндекса в реестр ОРИ попали электронная почта и облачное хранилище. Несмотря на то, что компания поддерживает шифрование данных, в ее распоряжении остается сам доступ к письмам и файлам пользователей.

У Mail.ru в реестр попали почта, облачное хранилище, соцсеть "Мой мир" и мессенджер "Mail.Ru Агент", с помощью которого можно общаться в ICQ, "ВКонтакте", "Одноклассниках" и даже Facebook.

Американский Google ничего не говорил о подготовке к "пакету Яровой", но неофициальные источники еще в 2015 году сообщали о том, что компания переносит данные российских пользователей на сервера в РФ.

Telegram находится в открытой оппозиции к передаче данных спецслужбам. При этом end-to-end шифрование используется только в секретных чатах сервиса, а обычная переписка пользователей сохраняется на серверах компании.

Viber в минувшем марте заявил, что не собирается передавать спецслужбам ключи для шифровки сообщений пользователей, и вся переписка в мессенджере защищена end-to-end. "Закон Яровой" противоречит политике Viber, а Роскомнадзор не вносил его в список ОРИ.

У WatsApp Роскомнадзор пока не увидел необходимости включения в ОРИ, а чаты мессенджера используют end-to-end шифрование.

Facebook пока не попал в перечень ОРИ, но Роскомнадзор пригрозил блокировать сервис в случае, если компания не пойдет навстречу, напоминает издание. Чаты в соцсети не защищены end-to-end шифрованием, однако его можно самостоятельно включить в настройках.

По утверждению Роскомнадзора, Twitter в 2017 году согласился хранить личные данные россиян в РФ, хотя официальные представители сервиса эту информацию не комментировали. В соцсети предусмотрен незащищенный end-to-end шифрованием сервис личных сообщений.

Популярного фотосервиса Instagram пока нет в реестре ОРИ. Другие сведения об этой соцсети пока не приводятся.

Добавим, что в реестр ОРИ попали многие крупные компании, среди которых "Мамба", "Рамблер", "Мой круг", "Хабрхабр" и другие. Полный перечен приведен на сайте

После напряженного публичного диалога на прошлой неделе главы Роскомнадзора Александра Жарова с фактическим владельцем мессенджера Telegram, сервис был внесен в реестр организаторов распространения информации. Как теперь могут развиваться события, как давно существует этот реестр, есть ли там записи кроме Telegram и появятся ли там еще мессенджеры? Об этом "Российская газета" узнала у замруководителя Роскомнадзора Олега Иванова.

Роскомнадзор ведет реестр организаторов распространения информации с 2014 года. Как он наполняется? Почему именно сейчас возникло напряжение вокруг данного реестра?

Олег Иванов: Данный реестр действительно был создан в 2014 году в результате принятия "антитеррористического" пакета поправок в действующее законодательство. Этот пакет ввел в правовое поле два новых понятия - "блогер" и "организатор распространения информации". Последнее определение включает любой сайт в Интернете или онлайн-сервис, который позволяет пользователям обмениваться сообщениями или файлами. Это социальные сети, различные форумы и блог-платформы, мессенджеры, файлообменники, видеохостинги.

Главное законодательное требование к организатору распространения информации - он обязан обеспечить хранение информации о действиях пользователей в течение полугода. И предоставить эти сведения по запросу правоохранительных органов при осуществлении ими оперативно-разыскной деятельности. Прежде всего при предотвращении или расследовании терактов.

Чтобы государственные органы понимали, с кем они имеют дело, и знали, куда направлять свои запросы, организаторы распространения информации обязаны уведомить Роскомнадзор о начале своей деятельности. То есть предоставить определенный набор контактных сведений. Всего пять идентификаторов: страна регистрации, юридический адрес, доменное имя, почтовый и электронный адреса компании и хостинг-провайдера, а также общее описание функций сервиса. Эти данные вносятся в соответствующий реестр.

Компании включаются в реестр организаторов распространения информации либо по запросу правоохранительных органов, либо по инициативе самого сервиса. По состоянию на вчерашний день реестр содержит сведения о 85 организаторах распространения информации - прежде всего тех, кто уведомил о себе в инициативном порядке.

Иностранных компаний в нем десять. Среди них компании, управляющие популярными файлообменниками (Depositfiles, Letitbit и др.), браузерами (OperaSoftware), видеохостингами (Vimeo), мессенджерами (WeChat, Threema, Telegram).

Принятие в 2016 году поправок в Закон "О противодействии терроризму" послужило импульсом для усиления работы министерств и ведомств по реализации данного закона.

Существует мнение, что после регистрации в этом реестре российские спецслужбы получают возможность читать переписку пользователей. Насколько оно соответствует действительности?

Олег Иванов: Это неправда - содержание переписки закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. С какого сетевого адреса фигурант расследования выходил в Интернет, какие сайты посещал, с кем переписывался, кому звонил в мессенджере, в какое время и так далее. Само содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует.

Обязанности организатора распространения информации возникают в силу закона, а не факта внесения в реестр. Если ваш сервис подпадает под определение организатора распространения информации, вы уже обязаны делать то, что требует закон.

Включение организатора распространения информации в реестр означает готовность компании работать в российском правовом поле, следовать требованиям национального законодательства, обеспечивать хранение информации в антитеррористических целях.

А кому еще вы направляли требования о регистрации в реестре? Будут ли в него включены, допустим, такие популярные в России сервисы, как WhatsApp или Viber?

Олег Иванов: Мы находимся в прямом диалоге с большинством крупнейших международных IT-компаний и сервисов - Apple, Twitter, Facebook и WhatsApp, Google, Microsoft, Viber и др. Проходят личные встречи, консультации с их представителями. Мы уважаем право компаний на конфиденциальность переговоров, поэтому не выносим в публичное поле результаты их промежуточных этапов. Эти компании сейчас находятся в процессе принятия решения о внесении в наш реестр. Нужно понимать, что это глобальные корпорации со сложной системой управления и согласования юридически значимых действий. Но для нас важно стремление компании к сотрудничеству. Если оно явно обозначено, у нас есть процедурные возможности для того, чтобы предоставить сервису дополнительное время, необходимое для согласования итогового решения.

Напротив, если компания уклоняется от диалога, игнорирует наши требования или через средства массовой информации транслирует явное нежелание их исполнять, мы обязаны применить предусмотренные законом санкции. В случае с организаторами распространения информации это административный штраф в размере до 300 тысяч рублей или блокировка на территории России. Как вы понимаете, оштрафованы могут быть только компании, зарегистрированные в российской юрисдикции. Для иностранных компаний блокировка их сервисов в России - безальтернативная мера воздействия.

В реестр включено 85 организаторов распространения информации. Больше там тех, кто уведомил о себе сам

В настоящий момент есть несколько иностранных компаний, которые отказались зарегистрировать свои сервисы в реестре организаторов распространения информации. Заблокированы четыре иностранных ресурса - Zello, Line, BlackBerryMessenger, PaulKeever.

Блокировка организатора распространения информации - не вечная мера. Что необходимо сделать компаниям, чтобы снять блокировку? Сколько времени занимает процедура разблокирования?

Олег Иванов: Вы правы, блокировка длится ровно до того момента, пока не будут выполнены требования законодательства. Пример - китайский мессенджер WeChat. Блокировка данного ресурса в мае текущего года продлилась неделю. После того как компания TencentHoldings предоставила необходимые сведения, мы проверили их достоверность, и доступ к мессенджеру был сразу же возобновлен. Связываю данный инцидент со сложностями международной коммуникации. Администраторы китайского ресурса просто вовремя не обратили внимание на требование, поступившее из России, - они подтвердили это нам позднее. Для разрешения этой ситуации нам пришлось задействовать дипломатические каналы.

С внесением в реестр организаторов распространения информации работа Роскомнадзора с ними заканчивается?

Олег Иванов: Да, далее начинается прямая коммуникация сервиса с российскими спецслужбами. Повторюсь - это вовсе не значит, что вся переписка читается. Но у правоохранительных органов должна быть возможность удостовериться в том, что господин N действительно участвует в террористической или экстремисткой деятельности, пресечь его публичную работу в Сети, а также раскрыть его преступные связи. Это нормальная работа спецслужб во всем мире.

Олег Иванов: Содержание переписки пользователей закон об организаторах распространения информации ни хранить, ни передавать не требует. Фото: РИА Новости

После напряженного публичного диалога с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым основатель и фактический владелец мессенджера Telegram Павел Дуров на прошлой неделе согласился на внесение Telegram в реестр ведомства. Однако он продолжает в своих социальных сетях транслировать позицию, что мессенджер не передаст спецслужбам мира ни бита информации о пользователях. Как вы относитесь к такому поведению Дурова?

Олег Иванов: Анонимность мессенджера и абсолютная конфиденциальность коммуникаций внутри него (в том числе за счет использования оконечного шифрования в "секретных" чатах) - та "фишка", вокруг которой Telegram построил всю свою маркетинговую кампанию. Это основа репутационной идентификации сервиса и лично Павла Дурова. Полагаю, что в публичном поле Павел Валерьевич продолжит транслировать указанную позицию. Однако трудно спрогнозировать, что он будет делать, когда спецслужбы с фактами на руках докажут ему, что с помощью Telegram ведется подготовка террористического акта. Что он выберет - абстрактную ценность сетевой анонимности или жизни конкретных людей?

К тому же, на мой взгляд, существует два вида анонимности. Та анонимность, которая охраняет частную жизнь пользователей, является благом. Такая анонимность по факту защищается не только IT-индустрией, но и государствами. Например, право на тайну переписки гарантировано Конституцией Российской Федерации, и закон об организаторах распространения информации, как я уже сказал, не покушается на это конституционное право граждан. Однако есть и другая анонимность, которая позволяет террористам скрывать преступные замыслы. И это недопустимо в цивилизованном мире. Необходимо разделять эти понятия.

В России есть отечественные мессенджеры. Еще вот-вот запустят госмессенджеры, про которые заявляет институт развития Интернета. Их тоже надо включать в реестр?

Олег Иванов: Со стороны российских организаторов распространения информации мы видим полное понимание всех правоприменительных процессов. Никто из них не претендует на какие-либо привилегии при исполнении законодательства. Они все находятся в российском правовом поле, декларируют полное соответствие всем законодательным требованиям и по факту им соответствуют.

Насколько перспективны мессенджеры и можно ли их отличить от других сервисов для общения?

Олег Иванов: Классический мессенджер представляет собой замкнутую систему. Вся коммуникация между пользователями происходит внутри него, и возможность отправить какую-либо информацию на внешний ресурс зависит не только от возможностей самого мессенджера, но и от возможностей операционной системы вашего компьютера или мобильного гаджета. Я полагаю, что если в скором будущем кто-то реализует интегрированный интерфейс, который позволит использовать одновременно все мессенджеры, установленные на вашем устройстве, то, наверное, это будет бизнес-успех. А будущее, на мой взгляд, все-таки за технологией, которая объединит возможности браузера, социальной сети, мессенджера, почты, онлайн-покупок и так далее. Думаю, что ждать этого придется не слишком долго. Процесс взаимного проникновения указанных сервисов уже сейчас идет достаточно интенсивно.

Добрый день!

Для Вас изменения в закон чреваты не теми последствия, которые касаются блоггеров, т.к. Вы явно блоггером не являетесь (хотя определение блоггера в законе дано достаточно размыто).

Закон вводит новую обязанность - обязанность организатора распространения информации в сети «Интернет». согласно ст 10.1. закона об информации информационных технологиях и о защите информации, которая вводится этим законом,

1. Организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Определение предельно широкое, под него, по сути, подпадает любой сайт с форумом.

Согласно указанной выше статье, Организатор распространения информации будет обязан уведомлять Роскомназор о своей деятельности, хранить информацию о пользователях и их сообщениях, предоставлять ее соответствующих органам безопасности, принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения мероприятий таких органов. Но всю конкретику должно установить Правительство, поэтому Вам надо пристально следить за появлением соответствующих нормативных актов. До их появления все указанные обязанности - декларативны.

Обращаю внимание, за невыполнение всех указанных выше обязанностей вводится ощутимая административная ответственность:

Статья 13.31. Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»
1. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет», - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» установленной федеральным законом обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации , информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
3. Неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности обеспечивать реализацию установленных в соответствии с федеральным законом требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах , для проведения уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях осуществления таких видов деятельности, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица." ;

Если организатор не выполняет требования, при этом нарушения установлены постановлением об административной ответственности, то сайт будет заблокирован.
Поделиться